АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Цель: развивать лингвистические и коммуникативные способности детей дошкольного возраста в процессе изучения иностранного языка.
Задачи:
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
формировать интерес, положительное отношение к иностранному языку;
обеспечивать и поддерживать положительную мотивацию при изучении иностранного языка;
развивать лингвистические способности детей;
содействовать развитию и удовлетворению потребности ребенка в общении со сверстниками через игру на иностранном языке;
создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей;
формировать элементарные навыки общения, умение решать коммуникативные задачи при ограниченном владении языком; способствовать овладению детьми элементами социального и речевого этикета, культуры поведения и общения на иностранном языке;
формировать позитивные межличностные взаимоотношения в группе дошкольников;
использовать общение на иностранном языке для формирования у детей позитивной "Я-концепции", уверенности в себе.
Старшая группа (от пяти до семи лет)
продолжать формирование интереса, положительного отношения к иностранному языку;
поддерживать положительную мотивацию при изучении иностранного языка;
развивать языковые способности, первичные умения и навыки речевого общения (понимание и говорение) в типичных для дошкольного возраста ситуациях в таком объеме речевых единиц, которые бы позволили осуществлять реальное общение на иностранном языке;
способствовать приобретению детьми начальных лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи);
воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумное и обоснованное поведение при взаимодействии языков и культур, поощрять общее развитие навыков социальной коммуникации;
способствовать расширению общего кругозора (страноведческие материалы, представленные в доступной увлекательной форме, элементы детской культуры стран изучаемого языка, сказок, песен, стихов, любимых персонажей из сказок и мультфильмов и др.);
подготовить к дальнейшему, более осознанному изучению иностранного языка;
использовать процесс обучения иностранному языку для воспитания таких качеств, как творческая активность, самостоятельность, трудолюбие, умение работать в коллективе, формировать интерес к другим народам и странам;
создавать условия и стимулировать развитие образного мышления ребенка, внимания, памяти, воображения, саморегуляции;
использовать общение на иностранном языке для удовлетворения потребности детей в самоутверждении и признании окружающими;
продолжать способствовать формированию у детей позитивной "Я-концепции", уверенности в себе.
Задачи ставятся с учетом достижения целей и представляют собой тактику обучения, направленную на формирование языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических), навыков понимания иноязычной речи на слух и решение элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях.
Правильное решение поставленных задач в процессе обучения иностранному языку позволит внести свой вклад в гармоничное разностороннее развитие ребенка и формирование предпосылок к будущей учебной деятельности.
Формы организации детской деятельности
Организовывая процесс дошкольного образования, следует оптимально учитывать возрастные особенности детей, рационально использовать динамику их развития и правильно определять цели, задачи, средства, методику и технологии обучения. Поэтому ведущими принципами становятся принципы общения, мотивации, содержания деятельности, игрового моделирования жизненных ситуаций и их реализации.
Ребенок должен быть непосредственным и активным участником общения. Радость и удовольствие от взаимодействия со сверстниками и взрослыми, совместное творчество и успех, полученный в результате общения, могут стать мотивами совместной деятельности при изучении иностранного языка. Как формирование коммуникативных умений на родном языке облегчает коммуникацию на иностранном, так и иностранный язык, несомненно, способствует общению на родном языке. Иностранный язык выступает дополнительным средством к достижению конкретных результатов такого общения.
Перед педагогами, обучающими детей дошкольного возраста иностранному языку, стоит довольно ответственная задача, поскольку начальный этап знакомства с новым языком является важным моментом в жизни детей. Поэтому процесс изучения нового языка должен проходить под грамотным педагогическим руководством.
При обучении иностранному языку важно:
выбирать методы обучения, соответствующие возрастным особенностям детей данного возрастного периода;
использовать ситуации, в которых дети проявляют себя наиболее спонтанно, непосредственно (во время игры, прогулки, в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, на музыкальных занятиях и т.д.);
учитывать индивидуальные особенности и тип восприятия детей (аудиальный, зрительный, кинетический);
отбирать языковой материал с учетом имеющихся знаний на родном языке, не перегружая детей большим количеством материала;
создавать условия для сознательного восприятия иноязычной речи, постоянно меняя порядок речевых действий (вопросов, обращений, названий предметов и т.д.) для того, чтобы дети реагировали на смысл сказанного, а не механически запоминали бы бессмысленный звуковой ряд;
не допускать утомления детей, так как это может привести к потере интереса к иностранному языку, для чего следует несколько раз за занятие проводить игры с элементами движения.
При обучении рекомендуются следующие организационные формы:
1. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Общение с детьми на иностранном языке целесообразно осуществлять также и во время различных режимных моментов: зарядки, подъема, одевания, подготовки к приему пищи, прогулок, а также на занятиях по физической культуре, пению, рисованию, труду.
2. Занятия ведутся в форме игры, которой принадлежит ведущая роль в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
Игры могут быть дидактическими и музыкально-дидактическими, настольными, подвижными и отбираются педагогом в зависимости от темы занятия и поставленных задач: для формирования языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических), воспитания внимательности, быстроты реакции, для снятия утомления (физкультурные паузы). Некоторые игры можно использовать при изучении различных тем.
В процессе игры развивается воображение, происходит непроизвольное запоминание новых слов, речевых образцов и грамматических форм. Игра помогает активизировать воспитательно-образовательный процесс, делает его увлекательным и дает огромные возможности для творчества как детей, так и педагога. Играя в развивающие познавательные игры, дети легче запоминают предметы и действия на иностранном языке. Игра помогает закреплению и систематизации изучаемого материала, но без скучного повторения и заучивания, и помогает развивать у дошкольников мышление, сообразительность, память, умение самостоятельно решать проблемы, а также развивает у них внимание, сосредоточенность и усидчивость.
3. Занятия проводятся с обязательным использованием наглядности, которая является необходимым моментом на всех этапах обучения как при введении и закреплении языкового материала, так и при контроле его усвоения.
На первом этапе обучения большое внимание уделяется предметной наглядности - игрушкам, куклам, различным предметам обихода, картинкам.
На последующих стадиях можно использовать также тематические настольные обучающие и развивающие игры (кубики, пазлы, лото, домино); разнообразную наглядность в виде схем, символов, обозначений и др.
4. Игровое общение на иностранном языке вне регламентированных занятий, направленное на закрепление материала, изученного на занятиях:
настольные игры;
подвижные игры;
подготовка и проведение утренников, праздников, инсценированных сказок на иностранном языке.
5. Занятия с использованием аудиозаписей, привлечением музыкальных работников при разучивании песенок на иностранном языке.
6. Работа с печатным словом.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять особый интерес к книге, чтению и письму, с удовольствием узнают буквы, пытаются их произносить. Этот интерес к печатному слову можно развивать и при обучении иностранному языку, используя комплексный подход, который наряду с традиционными устными формами обучения включает и работу с печатным словом.
Раннее знакомство с правильными образцами письменной речи способствует овладению алфавитом, графической системой иностранного языка с одновременным усвоением графемно-фонетических соответствий, развивает у детей навыки пассивного чтения и письма, которые в свою очередь являются основой для грамотного чтения и письма на следующих этапах обучения.
Можно успешно использовать подписи к картинкам на английском языке. Слова-подписи предназначены для активного использования зрительной памяти детей. Они мысленно "держат" образ буквы и слова и затем по правильному образцу учатся правильно складывать из букв английского алфавита (разрезного или в виде кубиков) слова, подписанные под картинками; выполнять задания на нахождение пропущенной буквы в слове. Это помогает наиболее успешно, в увлекательной игровой форме и без особых усилий достичь окончательной цели - выучить английский алфавит.
7. Общение с детьми на занятиях по иностранному языку сначала ведется на русском языке. Постепенно педагог переходит на английский язык, давая русский перевод, когда это необходимо. Со временем надобность в русском переводе отпадает.
Пассивный словарь детей формируется из лексики, постоянно используемой педагогом, которая включает типовые выражения при проведении занятий и является по сути языковым материалом для аудирования, который дети должны понимать и адекватно на него реагировать. Постепенно пассивная лексика перейдет в активную.
8. Важным моментом является оценка успехов детей. Это интересно и детям, и их родителям. Категорически нельзя ставить какие-либо отметки. Следует обязательно положительно оценить работу всех ребят, а лучших отметить особо. В качестве поощрения, не учитывая вручение символических наград, им можно позволить заменить педагога в проведении какой-либо игры или озвучивать какого-нибудь "гостя".
Одной из форм подведения результатов обучения могут стать выступления перед родителями, перед детьми другой группы, организация тематических и праздничных утренников, драматизация сказок, костюмированный утренник загадок, представления кукольного театра, проведение конкурса-выступления, например "Что мы умеем рассказать по-английски?" или "Чему мы научились?".
Для достижения положительного результата при обучении важно взаимодействие педагога, проводящего занятия по иностранному языку, с другими педагогами, а также с родителями.
Содержание обучения
Программа по иностранному языку рассчитана на два года - по 28 часов в год для каждой возрастной группы (средней - от четырех до пяти лет, старшей - от пяти до семи лет).
Содержание обучения иностранному языку в детском дошкольном учреждении должно обеспечить формирование такого набора языковых умений и навыков, которые необходимы для практического владения иностранным языком и соответствуют интересам и потребностям детей дошкольного возраста определенной возрастной группы - 5 и 6 лет.
Педагогу предоставляется широкое поле для творческой работы: он может отбирать, дополнять, конкретизировать тематический и языковой материал в зависимости от возрастного периода, года обучения, уровня развития детей и методического обеспечения.
От педагогов зависит, чем станет для ребенка первая встреча с иностранным языком, какой вклад внесет это обучение в его воспитание и общее развитие.
Содержание обучения включает языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), предметно-тематическое содержание, включающее сферы, тематику и ситуации иноязычного общения.
Определяя языковое содержание обучения, необходимо учитывать частотность материала, его семантическую и грамматическую ценность, простоту и доступность детям дошкольного возраста. Ведущим принципом отбора языкового материала является принцип коммуникативной целесообразности отбираемого материала. Характер языкового материала определяется возрастными этапами психического и речевого развития детей, т.е. используемый для обучения материал должен включать необходимые понятия, значения и обозначения, которые должны быть соотнесены с типичными ситуациями общения дошкольников, их общей и игровой деятельности.
Тематика по иностранному языку должна перекликаться с материалом, который используется в учреждениях дошкольного образования для развития речи на родном языке. Но она не должна опережать тематику по развитию родной речи и идти после того, как соответствующий материал будет усвоен на родном языке, чтобы не создавать детям дополнительных трудностей.
Языковой материал
(на примере английского языка)
Фонетический.
Овладение звуками английского языка, интонацией простых повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложений.
Лексический. Овладение (продуктивно) до 150 лексическими единицами за каждый год обучения.
Грамматический.
Речевые образцы с глаголами to be, to have, модальным глаголом can и знаменательными глаголами в Present Indefinite. Оборот There is. Утвердительная, вопросительная и отрицательная формы указанных структур. Общий и специальный вопросы. Повелительное наклонение. Единственное и множественное число существительных. Артикли. Личные и притяжательные местоимения. Прилагательные. Числительные до 10. Предлоги.
Предметно-тематическое содержание
1. Этикетное общение (формы приветствия и прощания, знакомство, выражение вежливой просьбы, благодарности за помощь, поздравление с днем рождения).
2. Познавательно-практическая сфера (любимые игрушки, животные, сказки и их герои, персонажи мультфильмов, предметы обихода, счет, цвета, природа).
3. Семейная сфера (состав семьи, имена, возраст, место жительства, профессии, еда, посуда, части тела).
4. Социально-культурная сфера (цирк, зоопарк, животные в нашем доме, на улице, на даче, в деревне).
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
1. Этикетное общение.
Знакомство. Приветствие. Формы приветствия и прощания. Выражение благодарности. Поздравление с днем рождения. Речевые образцы с глаголом to be типа I am glad to see you.
Формы реализации: вводная беседа. Знакомство с особенностями английского произношения на материале фонетической сказки. Использование игрушек, кукол, картинок. Прослушивание и разучивание песни-приветствия.
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
2. Познавательно-практическая сфера.
Игрушки. Любимые игрушки. Герои мультфильмов. Сказочные персонажи. Введение новых слов по теме и речевых образцов с глаголами to be, to have типа I am hungry. I am angry. She is/was hungry. She was angry. I have... I аm glad. I have... She/he has...
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание и разучивание рифмовок, песен и стихов по теме. Вопросно-ответное взаимодействие. Хоровая декламация. Предлагаемые игры: "Эхо", "Что пропало", "Магазин игрушек", "Телефон". Общение с куклами. Совместное творчество педагог - ребенок: изготовление бумажных кукол (героев сказок о животных) по выкройкам. Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, пазлы).
Время, отведенное на изучение содержания: 5 учебных часов.
Счет. Цвета. Введение новых слов и речевых образцов. Числительные от 1 до 5. Прилагательные, определяющие цвет, качество, длину, состояние предмета. Речевые образцы с глаголом to be в Present Simple. Общие вопросы типа Where is...? Which is taller? What can we tell about...?
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание и разучивание рифмовок, считалок по теме. Выполнение команд. Подвижные игры с мячом. Предлагаемые соревновательные игры: "Кто быстрее?", "Кто больше знает?", "Прятки". Физкультурные разминки. Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, пазлы).
Время, отведенное на изучение содержания: 4 учебных часа.
Мой дом. Введение новых слов и речевых образцов. Предметы в доме. Мебель. Предлоги: in, on, at, near, between, behind, under, in front of. Общий вопрос Where is...?
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание и разучивание рифмовок и стихов по теме. Ситуативные, соревновательные игры. Предлагаемые игры: "Эхо", "Что пропало", "Кто больше помнит?", "Телефон", "Переводчик". Общение с куклами. Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, пазлы).
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
3. Семейная сфера. Моя семья. Введение новых слов и речевых образцов Do you...? - Yes, I do. Состав семьи, имена, возраст, семейный альбом. Местоимения (личные и притяжательные). Речевые ситуации с глаголами to be, to have.
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание и разучивание рифмовок, песен и стихов по теме. Диалоги. Драматизация изученного материала. Использование наглядности (куклы, игрушки, фотографии членов семьи). Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, лото, домино).
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
Еда. Посуда. Введение новых слов и речевых образцов. Завтрак, обед, чаепитие, ужин. Визит в гости. Любимая еда. Речевые образцы типа I like... They like... I see... Let me see... Who likes...? Do you like...? - Yes, I do. And I like... too. I can see... Get up... Eat, please. Say it again.
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание (аудирование) и разучивание рифмовок и стихов по теме. Сотрудничество, просьба - реакция на просьбу. Драматизация изученного материала. Использование наглядности (куклы, игрушки, карточки с изображением предметов по изучаемым темам). Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, пазлы, лото, домино).
Время, отведенное на изучение содержания: 6 учебных часов.
Части тела. Названия частей тела. Описание внешности героев сказок и своих друзей. Речевые образцы в повелительном наклонении типа Go to... Come here. Take... Give me/him... Tell me, please.
Формы реализации: фонетическая сказка. Ролевая игра "У врача". Выполнение команд. Состязательные игры. Физкультурная разминка. Пальчиковые игры.
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
4. Социально-культурная сфера. Животные. Зоопарк. Введение новых слов и речевых образцов. Животные домашние и дикие. Посещение зоопарка. У бабушки в деревне. Единственное и множественное число существительных. Обороты There is... / There are...
Формы реализации: фонетическая сказка. Прослушивание и разучивание рифмовок и стихов по теме. Драматизация сюжетных и волшебных сказок, например "Три медведя", "Теремок" и др., путешествия в страну любимых сказочных персонажей. Использование наглядности (куклы, игрушки, карточки с изображением животных). Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, пазлы). Совместное творчество педагог - ребенок: раскрашивание картинок животных.
Время, отведенное на изучение содержания: 5 учебных часов.
Старшая группа (от пяти до шести лет)
1. Этикетное общение. Приветствие. Формы приветствия и прощания в разное время дня. Выражение благодарности.
Формы реализации: повторение фонетической сказки. Этикетное взаимодействие: приход друзей, соседей, сказочных героев и т.д. Использование игрушек, кукол, картинок. Прослушивание и разучивание рифмовок, песен и стихов по теме.
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
2. Познавательно-практическая сфера. Еда. В магазине. Повторение и введение новых слов и речевых образцов: Will you buy...? Give me... please. Единственное и множественное число существительных.
Формы реализации: прослушивание и разучивание рифмовок, песен и стихов по теме. Предлагаемые игры: "Эхо", "Что пропало?", "Магазин игрушек", "Телефон". Диалоги. Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, лото, домино).
Время, отведенное на изучение содержания: 6 учебных часов.
Цвета. Числительные от 1 до 10. Повторение и введение новых слов и речевых образцов. Числительные от 1 до 10. Прилагательные, определяющие цвет, качество, длину, состояние предмета.
Формы реализации: прослушивание и разучивание рифмовок, песен, считалок по теме. Выполнение команд. Подвижные игры с мячом. Соревновательные игры: "Кто быстрее?", "Кто больше знает?", "Прятки". Физкультурные разминки.
Время, отведенное на изучение содержания: 4 учебных часа.
Природа. Введение новых слов и речевых образцов по теме типа What do you do in spring/winter/...? I like to swim/ski/skate/... Времена года. Зимние и летние виды спорта.
Формы реализации: прослушивание (аудирование) и разучивание рифмовок и стихов по теме. Драматизация изученного материала. Использование наглядности (куклы, игрушки, карточки с изображением). Настольные игры (кубики, пазлы).
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
3. Семейная сфера. Семья. Профессии. Повторение темы "Моя семья". Введение новых слов и речевых образцов по теме типа What is your name? How old are you? Where do you live? This is my father/mother/ brother/... Состав семьи, имена, возраст, место жительства.
Формы реализации: прослушивание и разучивание рифмовок и стихов по теме. Драматизация изученного материала. Использование наглядности (куклы, игрушки, фотографии членов семьи). Ситуативно-ролевые игры: "Приход Деда Мороза", "Приход друзей, соседей", "Приход сказочных героев", "Кем быть?" и т.д. Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, лото, домино).
Время, отведенное на изучение содержания: 6 учебных часов.
4. Социально-культурная сфера. Животные. В цирке. Повторение лексики по теме "Животные". Введение новых речевых образцов. Сказочные персонажи. Загадки о животных. Модальный глагол can с глаголами движения в Present Simple в вопросительной и отрицательной форме.
Формы реализации: прослушивание и разучивание рифмовок и стихов по теме. Драматизация сюжетных сказок по изученному материалу: игры "Репка", "Теремок". Использование наглядности (куклы, игрушки, карточки с изображением сказочных героев и животных). Настольные дидактические и развивающие игры (кубики, лото, домино).
Время, отведенное на изучение содержания: 6 учебных часов.
На улице. Правила дорожного движения. Введение новых речевых образцов по теме типа Go! Stop! Be careful! Don't worry! And you do so.
Формы реализации: прослушивание и разучивание рифмовок и стихов по теме. Ситуативно-ролевые игры: "Что такое хорошо и что такое плохо?", "Светофор". Диалоги.
Время, отведенное на изучение содержания: 2 учебных часа.
Старшая группа (от шести до семи лет)
Повторение ранее изученного языкового материала
Этикетное общение. Познавательно-практическая сфера. Семейная сфера. Социально-культурная сфера. Рекомендуется использовать дополнительный языковой материал, включенный в пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: С.Х.Гомза. "Английский язык для дошкольников".
Обучение иноязычному общению детей дошкольного возраста осуществляется в процессе моделирования на учебных занятиях перечисленных сфер общения.
Для каждой сферы общения дошкольников отбираются ситуации, определяются коммуникативные партнеры (реальные и игровые), характер взаимодействия (межролевого и межличностного) участников общения. Все эти компоненты определяют характер, содержание и методику обучения на учебных занятиях, соответствующих каждой из сфер общения.
Примеры ситуаций (реальных и воображаемых), которые выбираются в зависимости от сферы общения:
общение с членами семьи, друзьями;
семейный альбом, место жительства, профессии членов семьи, родственников и знакомых;
семейные праздники; семейные планы; общение с младшими детьми; семейный отдых;
прием гостей; приход друзей;
приход врача или визит к врачу;
приход Деда Мороза; приход соседей, сказочных героев и т.д.;
домашние и дикие животные;
посещение зоопарка, цирка, бабушки в деревне;
посещение магазина (игрушек, овощного, продуктового и др.);
игры, общение с куклами, игрушками;
развлечения, занятия любимым делом;
режимные моменты жизнедеятельности детского сада (завтрак, обед, полдник, ужин, зарядка, прогулка, тихий час и т.д.);
предметные занятия (труд, рисование, пение и музыка, занятия физкультурой и др.);
дидактические и развивающие игры (лото, домино, пазлы, кубики и др.); предметно-ролевые, состязательные игры;
игры с игрушками и куклами; костюмированные;
драматизация сюжетных и волшебных сказок, например "Три медведя", "Теремок" и др., путешествия в страну любимых сказочных персонажей;
праздники; тематические беседы, например "Что такое хорошо и что такое плохо", "Правила движения";
дни рождения и т.д.
Коммуникативными партнерами в зависимости от ситуации могут быть воспитатель, помощник воспитателя, учитель иностранного языка, родители, родственники, сверстники, партнеры по занятиям и играм, реальные, игровые и фантазийные ролевые партнеры, куклы, персонифицированные игрушки.
Характер взаимодействия подсказывается ситуацией:
вопросно-ответное взаимодействие;
межличностное и межролевое, игровое и фантазийное взаимодействие;
диалоги; беседа, обмен сообщениями и информацией, обмен впечатлениями;
сотрудничество, просьба - реакция на просьбу; этикетное взаимодействие;
хоровая декламация, драматизация, пение.
Достижения ребенка в процессе обучения иностранному языку определяются реальным возрастом ребенка, изучающего иностранный язык, временем начала обучения, количеством времени, затраченного на обучение, объемом изучаемого материала, методикой обучения и уровнем преподавания, индивидуальными качествами ребенка и личностью взрослого, ведущего обучение. Хорошие результаты обучения появляются тогда, когда присутствуют сотрудничество и согласованные усилия детского сада и дома, педагогов и родителей.
</article>